Наблюдения за рынком. Коммерческая недвижимость. Июнь-сентябрь 2011

Share

Когда желаешь возвести высокую башню, сначала сядь и вычисли,
хватит ли у тебя средств завершить строительство.
А то многие сулятся любить весь мир и всех человеков,
а знать не знают, что такое любовь,
даже сами себя любить не умеют.
Борис Акунин. Пелагея и красный петух

Связь экономической ситуации в стране и степени развития коммерческого сегмента во многом очевидна: если рентабельность бизнеса выше нормы, если имеется устойчивый платежеспособный спрос, то скорее всего будет и перспектива к дальнейшему развитию: открытию новых филиалов, а соответственно и приобретению новых площадей. По-крайней мере, такое развитие весьма логично и обоснованно.

Сегодня положительных предпосылок к развитию привычного подхода к рынку коммерческой недвижимости не наблюдается. С другой стороны, имеется некоторая тенденция к переориентации подходов работы с коммерческой недвижимостью, но это пока скорее частности, чем  общепринятая практика.

1

Летом весь коммерческий сегмент ушел в сезонный отпуск. Июль 2011 года отличился рекордно низким количеством сделок, как по офисным помещениям, так и по торговым. В сентябре 2011 г. ожидаемое увеличение активности оправдалось, хотя в то же время, рынок не достиг прежних объемов. С начала 2011 года по сентябрь 2011 г. всего было зарегистрировано порядка 380 сделок купли-продажи со всеми нежилыми объектами. За аналогичный период 2010 года это количество составляло порядка 599 сделок. Следует отметить, что значительных структурных изменений не имеется на сегодняшний день.

1

Как с жилой недвижимостью, так и с коммерческой – имеется ряд проблем со сдачей объектов, в частности из 19 объектов офисной недвижимости, которые планировались к сдаче в 2011 году, пока официально сдалось только около 2-х. Большую часть офисных предложений на сегодняшний день составляют помещения в жилых домах, как правило.

Несмотря на существующие экономические проблемы, активизировалось строительство бизнес-центра «Футурис» — проспект Независимости, а также грядет появление офисного центра по пр. Дзержинского (ЗАО «Патио»), появились намеки на некоторое движение в строительстве бизнес-центра «Vostok». Следует отметить и движение некоторых застройщиков навстречу потенциальным клиентам, в частности некоторые принимают в зачет оказание подрядных работ и стройматериалы. В остальном тенденции офисного сегмента неизменны.

1

Вялотекущая ситуация на рынке недвижимости, а также примеры недобросовестности, наличие проблемных объектов не располагает на сегодняшний день к участию в долевом строительстве и подрывает авторитет застройщиков. Возможно именно этот фактор, побуждает некоторых застройщиков строить за собственные средства полностью готовый объект с последующей сдачей в аренду или продаже готовых помещений по цене, учитывающей безрисковость вложений.

Средний ценовой диапазон предложения составляет 1100-1400 USD/кв. м. – на объекты в удаленных частях города, и 1700-2600 USD/кв. м. на объекты в центре города преимущественно.

Средний ценовой диапазон подтвержденного спроса (сделки) составляет 1100-1400 USD/кв. м (сентябрь 2011).

Средняя арендная ставка по задекларированным предложениям составляет порядка 11-14 EU R/кв.м.(сентябрь 2011 г.).

Торговый сегмент по-прежнему развивается за счет собственных средств ритейлеров, в частности в ближайшее время планируются к сдаче новые супермаркеты «Гиппо» (ИП «БелВиллесден»).

Средний ценовой диапазон предложения торговых помещений составляет 1400-2000 USD/кв. м.  – с неудачным, как правило местоположением, и 2900-3500 USD/кв. м – объекты в центре или на основных транспортных потоках города Минска.

1

Среди новых тенденций на рынке коммерческой недвижимости следует отнести начало развития гостиничного бизнеса. В частности, среди заявленных проектов на сегодня фигурируют: гостиница «Пекин», гостиница «Кемпински», гостиница «Hyatt Regency», гостиница «Radisson», гостиница  «President Hotel», гостиниц «Perspolis».

Конечно же, главным фактором, играющим против застройщиков, является время, с потерей которого, как известно растут издержки, увеличиваются риски, а кроме того постепенно меняется и структура рынка, спрос. В связи с этим, необходимо постоянное прослеживание основных тенденции, необходим анализ конкурентной среды, чтобы вовремя сориентироваться и принять меры.

 Главное, чтобы решения были обоснованы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

3 + девятнадцать =

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.