Москвичи, может быть, и покупали бы квартиры в новостройках Подмосковья активнее, чем сейчас, но их отпугивает мысль о том, что на дорогу придется тратить не привычные час — полтора в один конец, как в Москве, а два — два с половиной часа. Пять часов каждый день по пробкам и поездам – это слишком. Даже самая шикарная квартира не стоит таких жертв.
Так ответили москвичи «Журналу о недвижимости МetrInfo.Ru», который в ходе социологического опроса «предложил» им поменять свою квартиру в Москве на другую – в подмосковной новостройке, но площадью в два раза больше. Условие обмена – никаких доплат.
Сегодня обладатель скромной московской квартиры стоимостью 6 — 7 млн рублей может без особых проблем стать хозяином современного просторного жилья в новом домев подмосковном городе средней удаленности (10-30 км). Таким образом 46-48 «московских»квадратных метровможно «обменять» на 85-100 подмосковных «квадратов», причем из типовой панельки переехать в квартиру с современными характеристиками – гардеробной, двумя санузлами и т.д. И не просто обменять — могут еще и деньги остаться на ремонт и машину.
Кстати, необязательно ограничиваться только городскими новостройками – можно присмотреться к бюджетнымтаунхаусам, квартирам в загородных жилыхкомплексах. Загородное жильепривлекает еще и тем, что там, как правило, нет проблем с парковками, и есть еще кусочек земли в придачу, где можно «кайфовать» — лежать в шезлонге, устраивать шашлыки, распивать чаи, любуясь звездным небом (наблюдать которое, между прочим, в Москве – редкость).
Сегодня на рынке городского и загородного жильяПодмосковья – большой выбор и никакого ажиотажа. Но москвичи не торопятся расставаться со своими «типовыми» жилищами. Почему?
Сначала www.metrinfo.ru спросил у участников исследования, удовлетворены ли они своими жилищными условиями. 67,3% опрошенных заявили, что вполне довольны московскими квартирами, 29,7% сообщили, что не довольны, а 3% затруднились с ответом.
Однако отвечая на следующий вопрос «Согласились бы вы без финансовых затрат «поменять» свою московскую квартиру на подмосковную площадью в два раза больше, в пределах от 10 до 30 км от МКАД?», подавляющее большинство москвичей – 90,1% — сказало категорическое нет.
Если отмести в сторону эмоции и высказывания вроде «я коренной москвич, тут родился, тут и помру, а вы меня выселять хотите» и рассмотреть действительно весомые причины отказа, то окажется, что москвичей останавливают прежде всего транспортные проблемы. Люди прекрасно понимают, что ездить в Москву на работу им придется каждый день, да еще прихватывать с собой детей, которые учатся в столице. При всем уважении к Подмосковью, оно пока не в состоянии предложить ни работы, аналогичной московской по зарплате, ни столичного образования. Конечно, в Подмосковье есть и отличные школы, и филиалы столичных вузов, но все это рассредоточено по разным городам, а в Москве – сконцентрировано, и до любой точки даже подросток может доехать самостоятельно. В комментариях люди также особо подчеркивали: им очень важно, чтобы рядом была станция метро, без подземки они вообще плохо представляют себе нормальную жизнь.
6,9% согласились бы на подобный обмен, правда, на определенных условиях – чтобы было удобное транспортное сообщение, социально бытовая инфраструктура на хорошем уровне и сохранялись московские льготы.
Получается, что по сути и противники, и сторонники переезда говорили об одном и том же – транспортных проблемах и привычной инфраструктуре, куда включается не только поликлиника и собес, но и качественные школа/вуз, не говоря уже о стабильном и хорошо оплачиваемом рабочем месте.
Вновь затруднились с ответом 3% респондентов.
Результаты опроса www.metrinfo.ru наводят на некоторые размышления и даже, если позволите, лирические отступления. Как-то, выступая на тематической конференции, топ-менеджер очень крупной девелоперской фирмы, которая занимается коттеджным строительством, огорошил присутствующих заявлением, что жить надо в Москве. Когда его спросили – «Почему?», он ответил: «Иначе вам придется нанимать водителя для детей, чтобы возить их в школу. Два часа в один конец, два часа – в другой». «А где же вы сами живете?» – спросили его. «Я-то? На Ленинском проспекте! И хорошая школа у меня во дворе».
Непривычно было слышать от человека, профессионально занимающегося загородным строительством такие «неблагонадежные» для его бизнеса речи, но он был прав на все сто процентов. Подмосковье активно застраивается жильем – и городским и загородным, на любой вкус, а инфраструктура от этого строительства явно отстает. Не зря же новый губернатор Московской области Сергей Шойгу заявил об инвентаризации инвестпроектов и необходимости некоторой паузы для девелоперов: «Я думаю, что сейчас на какое-то время этот сектор уже может остановиться на достигнутом. Там надо наводить порядок … Когда мы видим миллионы квадратных метров жилья, вокруг которых нет ни школ, ни больниц, это не годится».
Особый разговор о транспортной доступности подмосковных городов и коттеджных поселков. Дорог за последнее 10 лет больше не стало, вялая реконструкция отдельных участков шоссе и транспортных развязок глобальных проблем не решает. Водители с каждым годом все больше и больше тратят времени на дорогу.
Общественный транспорт – поезда и автобусы – тоже качественно не меняется: сколько было маршрутов 10 лет тому назад, столько и осталось. Справедливости ради надо заметить, что на отдельных направлениях появились скоростные поезда, но их раз-два и обчелся. Есть грозное ощущение, что транспортный коллапс не за горами.
Ком проблем даже порождает обратный процесс – пожив некоторое время в Подмосковье, порадовавшись просторным квартирам, лесам и полям, люди снова уезжают в Москву. Да, возможно, они теряют в площади, зато их дети нормально учатся и не тратят время на дорогу. Видимо, нельзя это явление пока определять как тенденци, но такие случаи есть, и они – не редкость.
Собственно говоря, о том, что транспортная проблема – ключевая для Московского региона, аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» писал неоднократно, особенно когда речь шла о проекте «Большая Москва»: без комплексного подхода к развитию транспортной системы он будет нежизнеспособным. Необходима не только реконструкция главных шоссе и строительство новых трасс, но и взаимоувязанная система легкого и обычного метро, скоростных трамваев, транспортно-пересадочных узлов, перехватывающих парковок.
Однако все, что было сказано по поводу транспортного развития Большой Москвы, можно отнести и к Подмосковью в целом, которое уже давно вместе с Москвой представляет собой один регион, и его жители нуждаются в том, чтобы качество их жизни все-таки менялось к лучшему.
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.