Наблюдения за рынком. Коммерческая недвижимость. Апрель 2011

Share

 Что такое человеческая цивилизация?
Это не что иное, как огромное производство денег.
Человеческие города  просто денежные фабрики,
и только по этой причине в них живет такая уйма людей.
Виктор Пелевин. Empire V

5В условиях неопределенности и неблагоприятной экономической ситуации, как правило, рынок приходит к выводу о жизненной необходимости качественного экспорта ориентированных производств, которые приносили бы валютные поступления в страну. По логике рынка, спрос порождает предложение, в связи, с чем должны находить реализацию различные идеи в реальном секторе экономики, а соответственно под их нужды и продаваться производственные помещения. Тем не менее, так уж получается, что в своей массе только одна сделка в марте 2011 года была зарегистрирована с помещением производственного назначения, в то время как в 2010 за первое полугодие – зарегистрировано 8 сделок. Сегодня это можно связывать как с отсутствием предложения производственных помещений, так и отсутствием спроса на них. Несмотря на эти причины, главным образом, отсутствие массовых сделок с производственными и складскими помещениями и наличие сделок с торговыми или офисными есть особый показатель развития белорусского бизнеса в сфере услуг.

Всего в мае 2011 года было зарегистрировано 55 сделок купли-продажи нежилых помещений.

Следует отметить, что количество предложений нежилых объектов увеличилось на 50% в мае 2011 года по сравнению с апрелем, в основном за счет увеличения предложений объектов административного назначения. В это же время количество зарегистрированных сделок с коммерческой недвижимостью в мае также выросло, но всего лишь на 17%, главным образом за счет увеличения количества продажи торговых помещений (см. рисунок 1).

1Количество зарегистрированных сделок с небольшими помещениями (до 20 кв.м.) в мае по сравнению с апрелем 2011 года увеличилось на 78% (см. рисунок 2), в частности основная масса сделок зарегистрирована с  торговыми помещениями в торговом центре «Паркинг» (Советский район).

Таким образом, всего в обороте в мае 2011 г. участвовало 1613,3 кв. м. помещений административного назначения (уменьшение на 53,3% по сравнению с апрелем 2011 г.) и 278,6 кв.м. помещений торгового назначения (уменьшение на 63% по сравнению с апрелем).

1В мае 2011 года снизилось количество сделок с объектами в ценовых диапазонах 100 000 – 365 000 USD (в среднем на 72,50%) по сравнению с апрелем, в то время как возрос уровень продаж объектов, стоимостью до 70 000 USD. Во многом это следует связывать с возросшим количеством предложений помещений небольшой площади до 80 кв.м., а вот количество предложений помещений площадью 200-290 кв.м. снизилось в мае 2011 г. в среднем на 60% по сравнению с апрелем 2011 г.

1Абсолютным лидером, как по количеству предложений, так и по количеству сделок с нежилыми помещениями является Советский район, который можно с уверенностью назвать народным поставщиком небольших торговых площадей, ориентированных, как правило, на индивидуальных предпринимателей.

2Создание крупных объектов, предлагающих торговые площади, ориентированных на крупных инвесторов, происходит непосредственно самим инвестором, например строительство торгово-развлекательного комплекса «Замок» — инициатива компании владельца торговой сети «Корона» ООО «Табак-инвест», строительство на пересечении ул. Шафарнянская и ул. Городецкая гипермаркета «Гиппо» на совести ИП «БелВиллесден», а гипермаркета на пересечении ул. Глебки-Притыцкого принадлежит ЧП «Рапа Торг» и т.д. Таких примеров много. Пока что рост количества предложений на рынке торговых площадей будет обеспечиваться за счет строительства жилых объектов со встроенными нежилыми помещениями и за счет оборота существующих объектов.

С крупными офисными площадями таких проблем, как правило, не существует, хотя разукрупнение объекта положительно отражается на динамике продаж. Но в данном сегменте рынка достаточное количество бизнес-центров или административных центров строится не под требования конкретного бизнеса, а в большей степени на продажу с целью извлечения прибыли.

Степень отклонения в тот или иной вид коммерческой недвижимости зависит от активности деловой сферы, что в свою очередь предполагает развитие тех видов бизнеса, в которых существует повышенный спрос.

Другим вопросом является рациональная и максимально приближенная к реалиям оценка существующей востребованности.

Главное, чтобы решения были обоснованы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

17 + 19 =

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.