Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!
Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
(М.Горький)
Китайский путь к рыночным отношениям на рынке недвижимости ознаменовался применением различных структурных реформ. Так в некоторых городах в качестве первоначального взноса нуждающиеся в улучшении жилищных условий оплачивали 1/3 стоимости квартиры, остаток распределялся между государством и предприятием (1982-1985 г.г., Чанчжоу, Женьшоу, Силин). Соответственно право собственности на квартиру делилось поровну между тремя участниками, а впоследствии квартира выкупалась собственником в течении 15 лет. Данная модель пользовалась большим спросом, но сильно нагружала государственный бюджет.
Существовали и другие модели приобретения жилья:
- нуждающимся предоставлялась скидка 20% + 0,5% за каждый год трудового стажа со стоимости квартиры (1988 г.). Ежегодные выплаты в течение 10-15 лет;
- запущена система фонда жилищных сбережений, в рамках которой с заработной платы отчислялось 5% (1991 г. г. Шанхай);
- создание на базе прибыльных предприятий Жилищных Акционерных Обществ (1992 г.), обязанностью которых были вопросы сдачи в аренду государственных квартир, продажи по рыночной стоимости. Таким образом, решался вопрос выведения из бюджета государственных квартир. Тем не менее, из-за низкой квартплаты и низкой заработной платы спроса на покупку квартир не было.
В Беларуси же система распределения жилья не имеет четкой привязанности к компании-работодателю, но сосуществуют две параллельные системы: в очередь нуждающихся можно стать как по месту работы, так и по месту жительства. Иногда предприятия выступают заказчиком строительства дома для своих сотрудников, например, «Белтелерадиокомпания», УП «Минскзеленстрой», БГУ и т.д.
Из-за того, что в Китае существует понятие государственного жилья и общественного жилья, различающегося по уровню квартплаты (в первом случае квартира сдавалась в аренду за символическую квартплату, а во втором случае за реальную квартплату, которую субсидировало государство), то государство решило использовать это в качестве инструмента воздействия на население в сторону приобретения жилища. Итак, в 1995 году решением было повысить квартплату с 0,3 юаней за кв.м. до 0,6-1,2 юаней, по мнению китайского правительства квартплата должна была составлять 5 % годового дохода семьи. Но это не могло решить проблему, потому что в 1996 году по данным Китайского комитета по строительству цена покупки квартиры превышала в 12 раз годовой доход семьи со средним доходом.
На сегодняшний день в Беларуси также идет активная пропаганда повышения квартплаты. Тем не менее, по статистике размер квартплаты уже составляет 6,5-10% среднедушевого дохода. И судя по заявлениям замминистра ЖКХ, на этом рост квартплаты в Беларуси не закончится. Это повышение уже ощутимо влияет на кошельки владельцев квартир, в которых никто не прописан. Но, этот вопрос со стороны собственников решается, как правило, за счет кошелька арендаторов.
Понятное дело, что сравнивать масштабы строительства Китая и Беларуси не имеет смысла, поскольку здесь разница идет не в десятки раз, а в 300-400 раз. Но следует заметить, что на душу населения в Китае строят 1,42кв.м, в то время, как Беларусь по данному показателю еще даже до 1 кв.м. не дошла (варьируется показатель от 0,4 до 0,7 кв.м.). Что следует отметить, в обеих странах эта динамика положительная.
Сегодня по-прежнему китайские предприятия определяют кому предоставить льготное жилье.
Данная серия статей направлена на повествование и проведение аналогий китайского и белорусского мира, экономики и рынков недвижимости.